Татьяна Одинцова: «Есть люди, о которых хочется говорить громко»
Интервью
Голицыно в лицах — именно такую рубрику «Неделя» приурочила к празднованию 155-летия города. Корреспонденты газеты пообщались на улицах города с обычными людьми, и большинство из них назвали человека, чьё имя, в числе прочих других, они связывают с позитивными переменами в городе. Это Татьяна Одинцова, нынешний председатель Одинцовского Совета депутатов. Почему? Ответ прост: на протяжении многих лет Татьяна Викторовна работала директором Голицынской школы №1. А кто лучше директора школы может знать, чем живут земляки, какая и где нужна помощь? Ведь общаясь с детьми, их родителями, чиновниками, руководитель образовательной организации получает огромное количество информации. Татьяна Викторовна любезно согласилась на интервью, которое «НЕДЕЛЯ» и предлагает своим читателям.
Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

— Татьяна Викторовна, когда вы стали директором школы?
— В конце 1999 года начальник управления образования Гильда Александровна Ботт предложила мне возглавить школу №1. Я согласилась. Но как только переступила школьный порог, пришла в ужас от полного запустения, если не сказать разрухи. Это касалось всего — и учебных классов, и столовой, и рекреаций. Раздолбанная мебель, драный линолеум, обшарпанные стены, треснутые стёкла. Вдобавок наполовину затопленный подвал стал «инкубатором» для полчищ комаров. Из-за проблем с отоплением учащиеся сидели на уроках в зимних куртках, сапогах или валенках. Конечно, учиться в таких условиях крайне сложно. Поэтому первостепенной моей задачей на посту директора стало наведение порядка. Естественно, нужна была сторонняя помощь. Я обратилась к директору одного из местных предприятий — дети его сотрудников учились в нашей школе. Увы, под различными предлогами он отказывал мне во встрече. К счастью, не все предприниматели бездушны к зову о помощи. Одним из первых, кто оказал поддержку, был директор керамического завода в Голицыно Виктор Александрович Крюков. Он не просто помогал нам финансово, приобретая всё, что мы просили, но и прислал бригаду специалистов, которая занялась ремонтом помещений.
— Удалось привести в порядок школу?
— Да, удалось. Во многом благодаря помощи Виктора Александровича и руководству керамического завода удалось привести школу в порядок. Не остались в стороне и родители, ученики и педагоги. Мы устраивали субботники, но не добровольно-принудительные, как порой бывает, а исключительно добровольные. И надо отдать должное, многие мамы и папы приходили в свободное от работы время помогать ремонтировать школу.
— А были такие родители, которые проигнорировали ваше приглашения?
— Конечно, были и такие. Район, в котором находилась школа был не очень благополучный. Я знаю таких людей, которые совсем не интересовались своими детьми. Но пусть этого останется на их совести.
— Насколько повлияли такие перемены на учебный процесс, на общий микроклимат в школе?
— Вы знаете, да. Когда мы создали хорошие условия для обучения, успеваемость выросла. Педагогический коллектив нашей школы был очень творческий. Мы старались не только давать детям знания, но и сделать учебный процесс интересным для мальчишек и девчонок. Например, отремонтированный кабинет английского языка решили назвать «Окно в Европу». Но одного названия мало, поэтому мы и соответствующие интерьер сделали, и даже пошили костюмы из того что было. Нашли и модельеров... ими стали сами дети! Один из родителей выковал нам металлическую решётку, которая была стилизована на западноевропейский манер. В этом кабинете мы организовали Театр иностранной песни. Кстати, он до сих пор существует, дети поют на разных языках мира, участвуют в различных конкурсах, выступают на городских мероприятиях и даже выезжают на гастроли. Бессменным руководителем театра является выпускница нашей же школы, золотая медалистка Оксана Валерьевна Шкардун.
Преобразовали мы и кабинет музыки, убрали оттуда парты, сделали амфитеатр. Всем это очень понравилось. Кто-то предложил отмечать здесь дни рождения учеников, и эта идея прижилась.
— Действительно креативно! И, надо полагать, в школе проводились и другие необычные мероприятия?
— Мы создали уникальный проект «Берёзовая роща». Рядом со школой был очень живописный лесок, мы проводили там занятия по изобразительному искусству, музыке биологии. Поставили переносную классную доску, а парты разместили прямо на поляне. Детям очень нравились такие уроки на свежем воздухе. Конечно же, проводились они только в хорошую погоду, в тёплые месяцы. Но, пожалуй, наш главный кабинет — исторический. Мы организовали там своеобразную библиотеку, которой мог воспользоваться любой ученик. Литература была интересной, исторической. Ведь задача — не только дать детям знания, но ещё и привить им любовь к своему отечеству, своей малой родине, помочь сформировать гражданскую позицию.
Мы сделали не просто классную комнату, нет... Это был настоящий конференц-зал. Посередине стоял круглый стол. И там мы проводили самые настоящие симпозиумы и почти научные конференции с использованием современных технических средств обучения. Это дало свои плоды. Детям было очень интересно участвовать в таких занятиях. И огромную роль здесь сыграла Лариса Лазутина.
— Олимпийская чемпионка?
— Да, именно она.
— А какое отношение Лариса Евгеньевна имела к городу Голицыно?
— Самое прямое. В ту пору она уже являлась депутатом Московской областной Думы, где возглавляла Комитет по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодёжи и туризма. Она была частым гостем в нашей школе, общалась с учителями, учениками и их родителями, вникала в проблемы, привозила с собой подарки для детишек и очень активно помогала школе во всём.
Именно по ее инициативе появилась «Голицынская лыжня». Эти соревнования проводятся до сих пор, и очень популярны у ребят. Мы не остались в долгу и сделали в школе большую галерею имени Ларисы Лазутиной. Фактически получился целый музей знаменитой спортсменки. Среди множества экспонатов даже лыжи, на которых она выиграла золото на Олимпиаде.
— Лариса Евгеньевна сама подарила их музею?
— Да, она подарила их сама. А со многих её спортивных атрибутов и фотографий мы сделали копии.
— Кого ещё вы могли бы отметить как патриота родного города?
— Еще один уникальный человек, на мой взгляд, — Николай Николаевич Индюков. Он не крупный бизнесмен, не магнат или не олигарх. Обычный предприниматель среднего уровня. Но школе очень помог. Причём, сам предложил свои услуги.
— И что же конкретно он сделал?
— Не поверите, с его помощью выросла успеваемость учеников.
— Любопытно…
— Очень многие детки были из малообеспеченных семей, и мы придумали, как простимулировать их учёбу. Идею подсказал сам Николай Николаевич – ввести стипендию. Начинали с 50 рублей в конвертах, на которых была надпись «От члена управляющего совета школы Н.Н. Индюкова» Выдавалось это поощрение перед новогодними каникулами и в конце учебного года. Критерий до банального прост — отличная успеваемость и примерное поведение.
— Почин, конечно же, хороший. Но ведь есть дети, которые, не могут стать отличниками. Ну нет у ребенка особенных способностей…
— Мы это прекрасно понимали. И для таких учащихся тоже придумали поощрения. Были разработаны дипломы «Лучший ученик школы». Причём, решение о награждении принимали не учителя, а сами дети. Проводили собрания и голосовали за того или иного. А показать своим родителям бланк диплома за подписью директора очень многим хотелось. И даже самые отъявленные разгильдяи стремились заполучить этот «документ». Действовало! Дисциплина в школе стала намного лучше. А ещё мы писали благодарственные письма родителям наших учеников за хорошее воспитание детей.
— Вы покинули пост директора школы более десяти лет назад. Есть ли ностальгия по прошлому?
— Бывает, что испытываю такие чувства. Но своё дело я передала в надёжные руки. Традиции, заложенные нашим коллективом, поддерживаются и развиваются. И я очень часто бываю в школе. Меня узнают и мои бывшие ученики, и их родители. «Привет, директриса», — слышу иной раз по-доброму. При встрече обнимают, с удовольствием делятся новостями, интересуются моими делами.
№5 (1155) 13 февраля 2026